Как бы с другой планеты: 10 особенностей детской психологии

 

Оригинал: teaboot

Перевод и редактура: Павел «Rumiflan» Очкин

Представьте: вы пишите рассказ или роман. Один из его персонажей — ребёнок. Скажите: как прошло ваше детство? Доводилось ли вам работать в начальной школе или в садике? Знаете ли вы, каково это — быть родителем?

Если не можете внятно ответить, читайте дальше. Здесь вы поймёте, что творится в головах у детей и как вести себя в их компании.

Большой и значительный

Вот ваш персонаж встречает ребёнка на один-два года старше себя.

Ему достаточно этой разницы, чтобы причислить другого к отличной от своей возрастной группе. Для шестилетнего все, кому три года, — грудные младенцы. Двенадцатилетние же кажутся ему взрослыми.

Физическая слабость

Малыш семи лет от роду видит, как взрослый рисует прямую линию или разбивает яйца. Ему хочется попробовать самому. Но навыка у него нет, да и сил маловато. В результате он устраивает бардак, чем огорчает самого себя.

Представьте: вы получили травму. На то, что всегда отнимало у вас пару минут, теперь уходит десять или больше. Вы не разучились этим заниматься. Управились бы в два счёта, но собственное тело мешает.

Так же и ребёнок. Суть он улавливает. Хочет, но не может: уровень владения языком или развития мелкой моторики слишком низкий. И его это бесит.

Падать не любит никто

Не знаешь — твори

Доводилось ли вам сочинять на ходу, если точное слово для обозначения явления вылетело из головы?

С детьми на уроках родного языка постоянно так. Мысль есть, а как её выразить — непонятно. Сразу начинаются поиски ответа. Обижает, когда все вокруг предлагают что-то не то. Или когда говорят: «Прекрасно понимаю», а на деле представления не имеют.

Вот вы не знаете, как сказать «потом». На ум приходят фразы вроде «в следующий раз», «после» или «до завтрашнего дня». В результате вы спрашиваете: «Сходим ли мы в парк в следующий раз?», «Сходим ли мы в парк до завтрашнего дня?» или «Сходим ли мы в парк после?». И ответ в каждом случае будет свой.

Биологический вид: человек среднего возраста

Ребёнок не понимает, почему взрослых не тянет дни напролёт бегать туда-сюда. Его мучает вопрос: раз сидеть смирно — скучно, зачем родители так делают? Для чего они пьют кофе, эту «горькую гадость»? А какой смысл болтать с пахучими незнакомцами, которые считают его, «большого и значительного», дураком?

Он не представляет, как они всё это терпят. Разве им не скучно просто сидеть и ничего не делать? И как только они обходятся без игрушек, музыки или чего-то похожего? Им что, приходится так жить? Так тоже «ходят на работу»?

Он думает: «Странные они, эти взрослые».

Сложная социальная жизнь

Родителю, безответственному учителю или чужому человеку группа третьеклассников кажется безликой людской массой. Но достаточно спросить одного из них, и он расскажет об остальных. Вместе с ним учатся:

  • Меган: модница. Разбирается в причёсках.
  • Томас: главный атлет класса.
  • Грей: «жадина-говядина», с которым никто не хочет играть.
  • Пейсли: жертва насмешек. Не умеет читать, из-за чего парни вроде Энтони над ней издеваются.
  • Диллон: пакостник. Иногда подкладывает другим в еду живых жуков.
  • Мэттью: король туалетного юмора. Родители разрешают ему смотреть «Гриффинов», от чего он сквернословит и шутит о сексе. Одноклассники его недолюбливают.

Средний ребёнок знает, кто есть кто. Между детьми тоже возникают социальные отношения. «Друзья навсегда», товарищи по несчастью, бывшие приятели, злейшие враги — по сложности и разнообразию они не уступают взрослым.

Уже не терпится

Приходилось ли вам «по работе» час или два сидеть без дела? Какие впечатления у вас остались? Не раздражает ли, когда такое случается?

Детей это выбешивает. Даже пять минут кажутся им целой вечностью. Они не видят смысла ждать так долго. А поскольку в их возрасте у человека плохо с самоконтролем, возмущаться они будут громко.

Когда вас заставляют полчаса сидеть смирно

«Про себя» — это как?

Представьте: вы готовите еду или смотрите телевизор. В другой комнате ваш сын читает книгу. Не гремит на весь дом, но всё равно мешает. Вы просите его говорить потише, и он переходит на шёпот. Он по-прежнему шевелит губами и издаёт звуки, пусть до вас они больше не долетают.

Дело в том, что средний ребёнок не различает внешнюю и внутреннюю речь. Спросите его, как к нему относятся окружающие и каким он видит сам себя. Ответ будет один и тот же. Так что если он крикнет: «Я — дракон!», и вы рассмеётесь, он обидится.

Для чего работать по дому

Вам кажется, что пододеяльник вашего сына надо постирать? Он запротестует: «Зачем? Он же не грязный! От него же ничем не пахнет!»

Дети не видят дальше одной-двух недель, поэтому занятия вроде регулярной уборки кажутся им бессмыслицей. Они рассуждают так: если ничего специально в грязь не макать, оно и не испачкается. Хотя на стирку пододеяльника с сушкой уходит не более часа, для них она занимает неделю. А от мысли, что ей «надо» заниматься каждые 14 дней, они совсем теряют голову.

Их так и тянет спросить: «На кой чёрт?»

Хороший взрослый, плохой взрослый

Общались ли вы когда-нибудь с живым ребёнком? Рассказывал ли он о своих родителях? Если да, то что?

У детей хорошая интуиция. Они сразу понимают, кто им нравится, а от кого лучше держаться подальше. Они отличают истинную доброту от притворства.

Вот вы читаете о третьекласснике по имени Джон. Другой персонаж книги, мужчина по имени Брюс, с ним разговаривает. Если он прислушивается к Джону, задаёт ему умные вопросы и воспринимает его всерьёз, он — хороший взрослый. Если же Брюс считает его жизненные проблемы шуткой и советует ему «превратить скучное занятие в весёлую игру», он — взрослый только на словах.

И Джон будет ему противодействовать. Он даст Брюсу понять, как относится к таким людям.

Маленькое стихийное бедствие

Когда ребёнок радуется, он ёрзает и прыгает туда-сюда. Если же ему грустно, у него сжимаются горло и сердце.

У детей эмоции влияют на ощущения и поведение сильнее, чем у взрослых. И они пока не знают, как с этим быть: жизненного опыта мало.

Вот им пообещали печеньку, да так и не дали. Кто-то разревётся, но минут через пять простит и забудет. Другого же ещё долго будет плющить от обиды. Во втором случае лучше успокоить ребёнка и помириться с ним, а то как бы он не взял спички и не сжёг обидчику весь гардероб.

Печенье или жизнь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий