Оригинал: teaboot
Перевод и редактура: Павел «Rumiflan» Очкин
Представьте: вы пишите рассказ или роман. Один из его персонажей — ребёнок. Скажите: как прошло ваше детство? Доводилось ли вам работать в начальной школе или в садике? Знаете ли вы, каково это — быть родителем?
Если не можете внятно ответить, читайте дальше. Здесь вы поймёте, что творится в головах у детей и как вести себя в их компании.
Большой и значительный
Вот ваш персонаж встречает ребёнка на один-два года старше себя.
Ему достаточно этой разницы, чтобы причислить другого к отличной от своей возрастной группе. Для шестилетнего все, кому три года, — грудные младенцы. Двенадцатилетние же кажутся ему взрослыми.
Физическая слабость
Малыш семи лет от роду видит, как взрослый рисует прямую линию или разбивает яйца. Ему хочется попробовать самому. Но навыка у него нет, да и сил маловато. В результате он устраивает бардак, чем огорчает самого себя.
Представьте: вы получили травму. На то, что всегда отнимало у вас пару минут, теперь уходит десять или больше. Вы не разучились этим заниматься. Управились бы в два счёта, но собственное тело мешает.
Так же и ребёнок. Суть он улавливает. Хочет, но не может: уровень владения языком или развития мелкой моторики слишком низкий. И его это бесит.
Падать не любит никто |
Не знаешь — твори
Доводилось ли вам сочинять на ходу, если точное слово для обозначения явления вылетело из головы?
С детьми на уроках родного языка постоянно так. Мысль есть, а как её выразить — непонятно. Сразу начинаются поиски ответа. Обижает, когда все вокруг предлагают что-то не то. Или когда говорят: «Прекрасно понимаю», а на деле представления не имеют.
Вот вы не знаете, как сказать «потом». На ум приходят фразы вроде «в следующий раз», «после» или «до завтрашнего дня». В результате вы спрашиваете: «Сходим ли мы в парк в следующий раз?», «Сходим ли мы в парк до завтрашнего дня?» или «Сходим ли мы в парк после?». И ответ в каждом случае будет свой.
Биологический вид: человек среднего возраста
Ребёнок не понимает, почему взрослых не тянет дни напролёт бегать туда-сюда. Его мучает вопрос: раз сидеть смирно — скучно, зачем родители так делают? Для чего они пьют кофе, эту «горькую гадость»? А какой смысл болтать с пахучими незнакомцами, которые считают его, «большого и значительного», дураком?
Он не представляет, как они всё это терпят. Разве им не скучно просто сидеть и ничего не делать? И как только они обходятся без игрушек, музыки или чего-то похожего? Им что, приходится так жить? Так тоже «ходят на работу»?
Он думает: «Странные они, эти взрослые». |
Сложная социальная жизнь
Родителю, безответственному учителю или чужому человеку группа третьеклассников кажется безликой людской массой. Но достаточно спросить одного из них, и он расскажет об остальных. Вместе с ним учатся:
- Меган: модница. Разбирается в причёсках.
- Томас: главный атлет класса.
- Грей: «жадина-говядина», с которым никто не хочет играть.
- Пейсли: жертва насмешек. Не умеет читать, из-за чего парни вроде Энтони над ней издеваются.
- Диллон: пакостник. Иногда подкладывает другим в еду живых жуков.
- Мэттью: король туалетного юмора. Родители разрешают ему смотреть «Гриффинов», от чего он сквернословит и шутит о сексе. Одноклассники его недолюбливают.
Средний ребёнок знает, кто есть кто. Между детьми тоже возникают социальные отношения. «Друзья навсегда», товарищи по несчастью, бывшие приятели, злейшие враги — по сложности и разнообразию они не уступают взрослым.
Уже не терпится
Приходилось ли вам «по работе» час или два сидеть без дела? Какие впечатления у вас остались? Не раздражает ли, когда такое случается?
Детей это выбешивает. Даже пять минут кажутся им целой вечностью. Они не видят смысла ждать так долго. А поскольку в их возрасте у человека плохо с самоконтролем, возмущаться они будут громко.
Когда вас заставляют полчаса сидеть смирно |
«Про себя» — это как?
Представьте: вы готовите еду или смотрите телевизор. В другой комнате ваш сын читает книгу. Не гремит на весь дом, но всё равно мешает. Вы просите его говорить потише, и он переходит на шёпот. Он по-прежнему шевелит губами и издаёт звуки, пусть до вас они больше не долетают.
Дело в том, что средний ребёнок не различает внешнюю и внутреннюю речь. Спросите его, как к нему относятся окружающие и каким он видит сам себя. Ответ будет один и тот же. Так что если он крикнет: «Я — дракон!», и вы рассмеётесь, он обидится.
Для чего работать по дому
Вам кажется, что пододеяльник вашего сына надо постирать? Он запротестует: «Зачем? Он же не грязный! От него же ничем не пахнет!»
Дети не видят дальше одной-двух недель, поэтому занятия вроде регулярной уборки кажутся им бессмыслицей. Они рассуждают так: если ничего специально в грязь не макать, оно и не испачкается. Хотя на стирку пододеяльника с сушкой уходит не более часа, для них она занимает неделю. А от мысли, что ей «надо» заниматься каждые 14 дней, они совсем теряют голову.
Их так и тянет спросить: «На кой чёрт?» |
Хороший взрослый, плохой взрослый
Общались ли вы когда-нибудь с живым ребёнком? Рассказывал ли он о своих родителях? Если да, то что?
У детей хорошая интуиция. Они сразу понимают, кто им нравится, а от кого лучше держаться подальше. Они отличают истинную доброту от притворства.
Вот вы читаете о третьекласснике по имени Джон. Другой персонаж книги, мужчина по имени Брюс, с ним разговаривает. Если он прислушивается к Джону, задаёт ему умные вопросы и воспринимает его всерьёз, он — хороший взрослый. Если же Брюс считает его жизненные проблемы шуткой и советует ему «превратить скучное занятие в весёлую игру», он — взрослый только на словах.
И Джон будет ему противодействовать. Он даст Брюсу понять, как относится к таким людям.
Маленькое стихийное бедствие
Когда ребёнок радуется, он ёрзает и прыгает туда-сюда. Если же ему грустно, у него сжимаются горло и сердце.
У детей эмоции влияют на ощущения и поведение сильнее, чем у взрослых. И они пока не знают, как с этим быть: жизненного опыта мало.
Вот им пообещали печеньку, да так и не дали. Кто-то разревётся, но минут через пять простит и забудет. Другого же ещё долго будет плющить от обиды. Во втором случае лучше успокоить ребёнка и помириться с ним, а то как бы он не взял спички и не сжёг обидчику весь гардероб.
Печенье или жизнь! |
Комментариев нет:
Отправить комментарий